Описание проекта

экоустойчивый поселок

УЧАСТОК

 

Территория состоит из 2-х земельных участков, разделенных автомобильной трассой Адлер-Джубга. Общая площадь составляет 18,72 га. Нижняя территория: с северо-запада  граничит с пансионатом "Парус"; с запада и юго-запада - береговая полоса Черного моря; с востока и северо-востока - трасса М27; с юго-востока - туристическая база "Волна".  Верхняя территория: с севера  и востока - свободный склон с лесным массивом;  с  юго-востока находится нетронутый лес и внизу склона - жилая застройка поселка Агой; с юго-запада и запада - трасса М27. Основную площадь территории двух участков занимает нетронутый лес. Планировочными ограничениями на территории являются: водоохранная зона; береговая полоса; противопожарный разрыв от лесных массивов до границ застройки; санитарный разрыв по фактору шума от автодороги М 27;  защитный коридор инженерных коммуникаций;  первая курортная зона.

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

 

На территории предлагается создание жилого экоустойчивого посёлка с объектами социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения. Два участка объединены улично-дорожной сетью и главной планировочной осью - рекреационной зоной протянувшейся с северо-востока на юго-запад. Переход через федеральную трассу осуществляется по пешеходному мосту.  Жилая застройка поднимается террасами, повторяя линии рельефа, выстраивая подпорные стены, что предотвращает оползневые процессы. На самой высоком месте верхнего участка расположены инженерные сооружения - энергоцентр и резервуар питьевой воды. Малоэтажная застройка территории вписывается в существующий рельеф. Единственной доминантой является опора пешеходного моста, высотой 34 метра, которая хорошо видна издалека. Наиболее плотная застройка располагается в центре участков, на периферию вынесены свободно стоящие коттеджи. Такое решение позволяет визуально связать поселок с морем и окружающим  лесом,  которые являются местами общего пользования. Ландшафтный рекреационный каркас жилой застройки формируется благоустроенными рекреационно-парковыми территориями с развитой структурой пешеходных дорожек и площадок. Архитектурные решения проектируемых зданий восходят к традиционному жилищу Северного Кавказа сакле - блокированному ступенчатому дому с плоскими кровлями, примыкающего к горному склону. Основными атрибутами стиля проектируемых зданий являются  строгие формы линий внешнего фасада, светлые поверхности стен, витражное остекление, солнцезащитные козырьки и внешние жалюзи, глухой фасад, обращенный на север, озелененные эксплуатируемые кровли, террасы, лоджии, внутренние дворики. Зеленые ограждения террас, лоджий и балконов шириной в метр создают необходимую изоляцию - соседи находятся вне зоны видимости. В то же время за счет каскадного расположения, из каждой квартиры и дома открывается панорамный вид на Черное море.  Противошумной защитой территории поселка служат как здания многоквартирных домов (в сторону автострады вынесены коридоры и вспомогательные помещения), так и шумопоглащающие подпорные стены вдоль трассы и вечнозеленые насаждения. Объекты социально-бытового и культурного назначения доступны местным жителям.

 

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕШЕНИЯ

 

На территорию поселка организованы два въезда с автодороги. На верхней территории, в жилой застройке, дороги предусматриваются с односторонним кольцевым движением.  Ширина проезжей части 3,5 м. Для обеспечения пешеходного движения вдоль улиц запланированы тротуары шириной 1,5 метра. С другой стороны автодороги предусмотрены велосипедные дорожки. Под многофункциональным комплексом расположена парковка на 180 автомобилей. Подземная стоянка на 30 машиномест предусмотрена возле таунхаусов типа 1. На нижней территории в жилой застройке, дороги предусматриваются, как с односторонним, так и с двусторонним движением. Ширина проезжей части 3,5 м и 7.0 м соответственно. Под корпусами жилых домов расположена парковка на 100 автомобилей. Возле коттеджей и таунхаусов предусмотрены стоянки личного транспорта. Для въезда транспорта и спуска людей на набережную запроектированы грузовой и пассажирский лифты. Остановки общественного транспорта находятся на федеральной трассе. Для создания среды, полностью ориентированной на пешеходов предлагаются следующие меры: устройство коротких прямых участков улиц и мощение пешеходных переходов для снижения скорости автомобилей,  возможное расположение всех личных автомашин на подземных паркингах, организация местного «зеленого» транспорта - электрокаров для перевозки вещей и маломобильных групп населения.

 

ЭКОУСТОЙЧИВОСТЬ

 

РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ. Строительство поселка ведется из местных материалов. Вынутый при строительстве грунт полностью используется на участке при вертикальной планировке. Здания имеют компактный объем и частично встроены в рельеф, что способствует повышению энергоэффективности. В связи с дефицитом электроэнергии строится станция тригенерации энергии с КПД 95% для производства электричества, тепла и холода.  Отопление в зданиях происходит за счет теплых полов, а охлаждение - за счет холодных потолков.  Энергия, получаемая от земли, солнца и ветра, а также от тепловыделений людей и бытовых приборов учитывается в общем энергобалансе. В сочетании с активными и пассивными методами энергосбережения в поселке уменьшено энергопотребление в два раза по сравнению с нормированным. ОТХОДЫ. Все бытовые отходы собираются методом подземной вакуумной транспортировки в одном месте. Это позволяет отказаться от мусоровозов и мест для приема отходов. В многоквартирных домах и общественных зданиях мусоропроводы служат приемниками отходов, в жилой застройке приемники расположены через каждые шестьдесят метров. ВОДА. Управление сточными водами - сбор, фильтрация, очистка и  накопление в искусственном водоеме для технических, противопожарных нужд и полива зеленых насаждений. В зданиях ставятся приборы учета воды. Зеленые кровли снижают и фильтруют ливневые стоки. ОЗЕЛЕНЕНИЕ. Сохранено 6,6 га лесного массива. Озеленение имеет 76% территории с учетом плоских эксплуатируемых кровель, покрытий типа «экопарковка» и газонов с георешеткой для придомовых территорий. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. Малоэтажная застройка, безбарьерная среда, развитая розничная и социальная инфраструктура способствуют созданию чувства общности, добрососедского поведения,  удовлетворенностью местоположением и ведут к уменьшению преступности. Традиционный тип жилья создаёт связь с историей, контекстом. Уникальные здания рождают чувство места. Мероприятия по охране окружающей среды  поддерживают биоразнообразие, укрепляют здоровье.  Свободная планировка общественных зданий пособствует легкому приспособлению во времени к новым функциям, а  наличие больших подземных автостоянок  дает возможность создания полностью пешеходной среды в поселке.  Проектирование поселка велось в соответствии с Системой добровольной сертификации «Оценка экоустойчивости среды обитания» Союза архитекторов России - Совета по «зеленому» строительству.